Victor Cerullo - Visions-A Homage To Andrei Tarkovsky

Electroshock Records, ELCD 032, 2003 

1. Last Scene (1:11)
2. Crepuscular Rays (3:40)
3. Flashback (1:45)
4. Timelapse 1 (10:49)
5. Andrei Tarkovsky (7:05)
6. Timelapse 2 (10:02)
7. Lullaby For A Distant Son (5:18)
8. Timelapse 3 (10:15)
9. Behind The Mirror (1:41)
10. Artificial Dream (3:44)
11. Revelation (0:56)
12. Sacrifice (4:28)

 

       «Свет. Камера. Мотор». С этого «заклинания» начинается магия кино, во власти которой, так или иначе, находимся мы все. Есть магия простая и понятная, помогающая создавать милые сердцу или вызывающие отторжение развлекательные фильмы. Есть магия сложная, представляющая собой набор индивидуальных образов и отражение мировоззрения конкретного художника-волшебника, не подстраивающегося под вкусы аудитории и творящего часто вопреки всему. Одним из таких творцов был и остается Андрей Тарковский, о котором нельзя сказать, что на его фильмах кто-то вырос – но нужно констатировать, что его киноработы заставили многих, уже зрелых людей, взглянуть на мир, физический и духовный, по-новому.

       Итальянец Виктор Церулло, вдохновленный работами режиссера, записал при помощи электронных инструментов музыкальное посвящение творчеству и личности Тарковского. В связи с этим «Visions» субъективно оценивать трудно – в конце концов, каждый человек имеет право на свое восприятие тех или иных вещей. Для многих звуковая атмосфера фильмов Андрея Арсеньевича навсегда связана с музыкой Эдуарда Артемьева, тут уже ничего не попишешь, и для автора, «посягнувшего» на эту территорию, всегда есть шанс нарваться на сравнения не в свою пользу. Понимая это, Церулло идет своим путем, избегая привычных шаблонов и создавая звуковые пейзажи, лишенные конкретной привязки к той или иной киноленте, его интересует больше внутренний мир режиссера.

       Сам альбом можно разделить на две части. Особняком стоит трилогия «Timelapse» - абстрактные и сумрачные электроакустические экспериментальные пьесы, собранные из переплетающихся петель и спиралей, гудящих и резонирующих в многомерном пространстве. Они трудны для восприятия и кажутся безжизненными, слишком искусственными и… бесконечными. Остальной материал «Visions» наполнен неторопливой эмбиентной электроникой, взаимодействующей со звуками, которые так часто появлялись в фильмах Тарковского, что стали отличительными знаками его творчества – шум воды, например, или дуновения ветра. Есть очень красивые, простые и трогательные мелодии, которые никак не вяжутся с мирами режиссера («Andrei Tarkovsky»), что, впрочем, как было оговорено выше, сугубо индивидуальное мнение. Подчеркивая духовную составляющую творчества Андрея, а также погружаясь в его внутренний мир, невозможный без глубокой связи с русской культурой, Церулло сэмплирует арии из оперы «Борис Годунов» и вокодированным голосом (по-русски, но с заметным акцентом, что немного коробит слух) вступает в диалоги с героями этой драмы и читает выдержки из «Мартиролога» Тарковского, стремясь понять, что же двигало этим человеком, что творилось у него в душе. Словно прочувствовав весь трагизм его жизни (может быть, отчасти выдуманный самим Андреем), итальянец рушит размеренное течение музыки, разбивая зеркала («Behind The Mirror»), разворачивая звуки вспять, разрывая мелодии и голоса на части и перемешивая их в пугающем деструктивном порыве, заполняя пространство резкими и тревожными пульсациями прерывистых электронных сигналов. И только «Жертвоприношение» способно смирить разрушительное буйство и вернуть все на свои круги – и снова будет гипнотически журчать ручей, петь птицы, камера будет медленно скользить по поверхности воды и касаться травинок, бесстрастно фиксируя с еле слышным стрекотом загадочный мир великого режиссера.

http://www.electroshock.ru

 

Почитать другие рецензии

На Главную 

Бесплатный хостинг uCoz